АОТ старорусского языка XVIII века
Институт информатики Академии наук Республики Татарстан - Institute of computer science of Academy of Sciences of Republic Tatarstan - ИИ АН РТ (ранее наименовавшийся Институтом проблем информатики Академии наук Республики Татарстан - ИПИ АН РТ)   
Войти, как... (авторизация через социальные сети)     
   

 
         - - Форум Ѵжица - -         [Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
XVIII.su - Форум Ѵжица » Старопечатные книги » Материалы исследований » Зарождение ислама (В продолжение обсуждения на Эфебии)
Зарождение ислама
Зарождение Дата: Суббота, 24.12.2011, 00:42 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0 ±
Статус: Offline
Пользуясь возможностями данного форума (старорусскими буквами), приведу цитаты из книги с этого сайта для ссылки на них с темы про зарождение ислама на Эфебии.

О зарождении "Магаметанской религии", то есть ислама, впервые на русском, точнее старорусском, языке повествует следующая книга.


ДІМІТРІИ КАНТЕМІРЪ
КНИГА С?СТІМА или СОСТОЯНІЕ МУХАММЕДАНСКІЯ РЕЛІГІИ

НАПЕЧАТАСЯ ПОВЕЛ?НІЕМЪ ЕГО ВЕЛІЧЕСТВА
ПЕТРА ВЕЛІКАГО
ІМПЕРАТОРА И САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССІИСКАГО
вЪ т?пографіи царствующаго
САНКТЪТТЕРБУРХА
Л?та 1722, Декабря вЪ 22 День
http://XVIII.su/ (сайт проекта Института информатики Академии наук Республики Татарстан)

Приведём некоторые цитаты из неё.

Суть иже мнятЪ началу пропов?ди его быти, вЪ л?то Хрїстово 598, которыи годЪ есть возраста его 28. Иные паки утверждают быти тогда л?ту Господню 629.
Кн. I, гл. V, стр. 9. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта Института информатики Академии наук Татарстана)

Оными Гаврїила словами, и явственными доводами утвердївшїся и изв?стївшїся МухаммедЪ, начатЪ божественныя сїлы д?иствїя вЪ себ? ощущати, глубокїя же и сокровенныя божественнаго разум?нїя таины испытовати, изсл?довати, и понїмати, и МекканскїмЪ АрапамЪ, перв?е Мухаммедства законЪ пропов?дывати, которыхЪ вЪ малые дни, множество вЪ свою обратїлЪ Суперстїцыю.
Кн. I, гл. VI, стр. 11. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта Института информатики Академии наук РТ)

И тако начатЪ своїмЪ сказывати, како кЪ Богу на Небо взыде, глаголя: О ВЫ ЧЕЛОВ?ЦЫ! РАЗСУЖДАІТЕ; ВЧЕРА, ОТНЕЛ?ЖЕ Я ПО?ХАЛЪ ОТЪ ВАСЪ, ПРІИДЕ КО МН? ГАВРІИЛЪ, и по ПОСЛ?ДНІХЪ ВЕЧЕРНІХЪ МОЛІТВАХЪ, РЕЧЕ МИ: О МУХАММЕДЪ! ПОВЕЛ?ВАЕТЪ БОГЪ ДА ПОС?ТІШИ ЕГО.
Кн. I, гл. VIII, стр. 20. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта Института информатики АН РТ)

ВЪ предреченнои сказуется кнїз?, что МухаммедЪ сшедши сЪ Небесе, началЪ народу ученїе Кураново пропов?дывати. Увїд?вЪ же яко дядя его, и другїе множаишїе , ему посл?дующїе, не токмо нев?руютЪ, но и отЪ предвзятыя в?ры отступаютЪ. Да перв?е дядю своего кЪ в?р? Курановои прїведетЪ, началЪ прїл?жн?е и пространн?е таїнства Курановы, и Боже-ственныи вв?ренныи ему законЪ, изЪясняти и толковати. Но ЭбуджеглЪ, [сїе бо имя МухаммедЪ далЪ дяд? своему] челов?кЪ ІдолопоклоннїкЪ, и вЪ отеческїхЪ СуперстїцїяхЪ ѕ?ло утвержденныи, нїкакоже ему в?рова; паче же лжеши, рече: лстївче. Откуду бо теб? прїиде пїсменЪ знанїе, и кнїгЪ прочїтаніе, нїчтоже ино св?дущему, разв? скоты и Верблюды гоняти?
Кн. I, гл. IX, стр. 21. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта Института информатики АН РТ)

ГІДЖРЕТИ НЕБЕВІЕ, то есть б?гство Пророка нарїцаютЪ, отЪ негоже Мухаммеданская ЕПОХА. начало своїхЪ лунныхЪ л?тЪ прїемлетЪ, о неїже вЪ предпїсанныхЪ, пространн?е показахомЪ.
Кн. I, гл. IX, стр. 22.http://XVIII.su/load/ (сайт проекта Института информатики АН РТ)

Эти слова повторяются и в конце книги:

Сего празднованїя вящшая вїна есть, зане сказуютЪ, яко б?гство Мухаммедово изЪ Мекки, вЪ сей день случїся, и отЪ сего начало свое воспрїятЪ Епоха Мухаммеданская.
Кн. VI, гл. VI, стр. 284. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта ИИ АН РТ)

Примечательный узловой момент:

Кнїга обносїтся, у ТурковЪ, собранныхЪ во дни Мухаммедовы їсторїи, вЪ неїже сїцевая пов?ствуются: вЪ то время, когда МухаммедЪ ученїе свое вЪ странахЪ Мекки и Медїны разс?вати, и АрапамЪ їдолопоклоннїкамЪ [вс? бо Арапскїя народы, прежде Мухаммеда, почїтанїю їдоловЪ и многобожїю прїл?жали] имя едїнаго Бога, и вс?хЪ творца, началЪ изЪявляти. Множаїшые вЪ т?хЪ народ?хЪ были мужи ученые, фїлософы, врачи, и стїхотворцы, которые [можетЪ быть ГрекамЪ посл?дуя] обычаи им?ли, по всякои годЪ вЪ градЪ Медїну собїратїся, и всякЪ своего званїя, или художества, показанїе н?кое напїсанное, или сочїненное, посред? града, на столп? [нарочно кЪ тому устроенномЪ] прїв?шївати, и оные пов?шенные вещи, чрезЪ 40 днеи отЪ вс?хЪ зряхуся, и прочїтаемы бываху. А аще кто вЪ какомЪ художеств?, или наук?, хот?лЪ бы разума остроту, и искуство свое показати, тому НАЗІР? [то есть, подобное] или лучшее что могЪ бы вымыслїти, и сотворїти, что аще кто учїнїлЪ. Тамже на предреченномЪ столп? прїв?шїваше. Скончавшуся же 40 днеи времени, вс? оные мужи, вЪ наукахЪ и художествахЪ знаменїтые, всенародно при томже столп? схождахуся, и отЪ творцовЪ реченїяхЪ, или ученїкахЪ, жестоко сЪ собою препїрахуся, кого надЪ к?мЪ предпочести подобало, таже болшои части согласївшеїся, договорЪ подпїсывали; такова вЪ таковомЪ ученїи, или художеств?, надЪ того предпочїтати подобаетЪ. Которыи убо по ихЪ прїговору другаго препоб?ждаше, не в?нчашеся, якоже ГрекомЪ обычаи б?, но, ПІРИ, то есть стар?їшїи, и ученн?їшїи паче другаго обьявляшеся, поб?жденныи же, ученїкЪ поб?дїтелевЪ нарїцашеся. Иже таковое прїемши посрамленїе, чрезЪ весь годЪ, прїл?жн?е вЪ д?л? своемЪ обучашеся, да бы вЪ будущее л?то учїтеля своего возмогЪ преодол?ти, и изЪ ученїка его вЪ ПІРИ проїзыти, и такїмЪ образомЪ и обученїемЪ, художества, и науки у АраповЪ повсядневно прїбавлялїся и предЪусп?вали.
МухаммедЪ же по прїятїи отЪ Бога на Небеси Курана, и оттуду сшествїи, [о чемЪ уже предЪявїся] вЪ Медїну, для начатїя пропов?ди своея, прїиде вЪ то истое время, вЪ неже вс? ученые Арапстїи мужи, на обычаїное оное годовое отправленїе и обученїе собїрахуся.
По общему убо вс?мЪ обычаю, и МухаммедЪ первую Курана СУРЕТЪ или главу, нощїю, ни кому же св?дущу, на предреченномЪ прїв?сїлЪ столп?. Во утрїе же, Рїторїки, и Пїитїки учїтелїе [?еологи бо, протївнаго своему мн?нїю разум?нїя престерегающеся, о томЪ нерадяху] все, что вЪ онои глав? содержашеся, прочетше, изумїшася, и что бы оная вещЪ была, и какое сочїненїе, и кто такЪ глубокаго краснословїя, и пїитїки творецЪ былЪ бы, нев?дуще, всю хїтрость свою, и сїлу полагаютЪ, да штїлю тому, и НАЗМЪ [Фїгура есть Пїитїческая, Курану своїственная] аще не соравнїтїся, то хотя подражати возмогутЪ. Таже по 40 днехЪ, нїчто же усп?вше, яко всуе труды своя положшїи, отЪ протчїхЪ мудрецовЪ, непщеваны быша. А понеже МухаммедЪ на тои хартїи, имени своего неподпїсалЪ, он? и безЪимянного его, надЪ вс?ми Рїторами и стїхотворцами, стар?їшаго, и ученн?їшаго и сїцевыя чести достоїна быти, своїмЪ подпїсанїемЪ провозв?стїша. По утвержденїи же, МухаммедЪ во вторыи день вЪ собранїи явїлся, и сказалЪ, яко хартїю онЪ самЪ прїв?сїлЪ, слова же творецЪ не онЪ, но БогЪ вс?хЪ создатель есть: что мудрецы оные слышавЪ, и уразум?вЪ его быти челов?ка неучена, и пїсанїя нев?дуща, яко лжївца, и обманщїка, и славы чюждыя безстыднаго похїтїтеля, отвергоша, и отЪ собранїя ученыхЪ изгнаша. Сїе прогнанїе МухаммедЪ терп?лївно понесши, даже до предбудущаго сЪ?зду, слово Божїе вЪ молчанїи удержа. ВЪ посл?дующемЪ же собранїи вторую Курана главу прїв?сїлЪ на столп?, [уже вс?мЪ смотрящымЪ] оные Курана слова говоря; ЯКО НИ ЧЕЛОВ?ЦЫ, НИ АНГЕЛИ, ТАКОВОЕ ПІСАНІЕ СОЧІНІТИ МОГУТЪ: да т?мЪ ув?щаетЪ ихЪ, яко ни самЪ онЪ, ни инои кто кром? Бога, того сложенїя творецЪ есть. Что вїдя не токмо рїторы и Стихотворцы, но вс?хЪ наукЪ, и художествЪ учїтели, общїмЪ соїзволенїемЪ, его вс?хЪ поб?дїтеля, и наставнїка обЪявїша, и пов?ствуется, что мнози отЪ нїхЪ за едїно, Куранова штїля, изрядство, и глубокую, которую вЪ немЪ усмотряли, науку, безЪ отлагателства ему ув?рїли, и МухаммедїемЪ воспрїяли. Что по сказанїю сказанныхЪ, тако быти вїдїтся, по усмотренїю же правости вещи, мы о штїл? Курана, и того ученїи, инако разсуждаемЪ.
Кн. II, гл. II, стр. 41-43. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта Института информатики АН РТ)

И далее автор высказывает своё мнение об этом, с которым можно в чём-то согласиться, а в чём-то - нет...

Что же Мухаммедане сказуютЪ, яко КуранЪ есть слово Божїе, зане нїктоже отЪ челов?кЪ или АнгелЪ можетЪ подражати глубокости Арапскаго языка вЪ немЪ содержїмаго, нїже инЪ кто можетЪ реченїя его вся и сентенцїи разум?ти, и на то отв?щаемЪ, что нїкаковоеже вЪ семЪ есть чудо, но вся того трудность состоїтся вЪ едїнои и чїстои Арапскаго языка натуралнои глубокости, и вЪ безчїсленныхЪ, едїнаго реченїя, разлїчныхЪ знаменованїяхЪ и равнор?чїяхЪ. Которыя трудности перв?їшая вїна есть, что АрапскїхЪ народовЪ счїсляется болше седмїдесяти, которымЪ ДїалектЪ, аще и не весма разныи есть, обаче всякїи отЪ нїхЪ множаїшыя им?етЪ р?чи своїственныя и прїродныя, такЪ что другои родЪ знати нїкакоже можетЪ. Напрїм?рЪ, Славенскїи языкЪ есть мати языка Рускаго, Польскаго, Казацкаго, Сербскаго, Болгарскаго, Ческаго, и протчая. Аще убо вся сїя языки и ихЪ своїственныя и прїродныя р?чи, вЪ едїнЪ корпусЪ собраны были бы, и отЪ вс?хЪ сїхЪ языковЪ, аще бы кнїга н?кая сочїнена была такЪ, чтобЪ вся сїя языки купно см?шенныя изображала, воїстїнну нїже СлавянїнЪ, ни РоссїанїнЪ, ни ПолякЪ, ни СербїнЪ, нїже протчїи моглїбы совершенно вс? реченїя, и сентенцїи тоя кнїги разум?ти. Тако Греческїи языкЪ претрудныи, пространн?їшїи, и изобїлныи им?ется, зане отЪ пяти ГреческїхЪ родовЪ*, вЪ едїнЪ есть сложенныи: отЪ Аттїческаго, Іонїческаго, и дорїческаго, Еллїнскаго и общаго. КЪ сїмЪ прїбавляются разныхЪ странЪ и острововЪ пом?стныя реченїя, которые знаменованїя разностїю, толїко трудныи и обїлныи творятЪ дїалектЪ Греческїи. Тако аще бы кто вс? языки, которые за начало свое им?ютЪ н?мецкїи языкЪ, вЪ едїнЪ сложїлЪ бы, и тому восхот?лЪ бы общему быти вс?мЪ н?мецкїмЪ народамЪ, воїстїнну таковыи общїи языкЪ н?мецкїи, едва скудн?їшїи и удобн?їшїи былЪ бы языка, сущаго вЪ Куран?.
Кн. II, гл. VI, стр. 51-52. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта ИИ АН РТ)

Мухаммеду н?когда стоявшу на молїтв?, прїиде кЪ нему ГаврїилЪ, прїнесши сЪ собою два яблока отЪ древесЪ раїскїхЪ, и даде ему оная, нїчтоже глаголющи. ВЪ тоже случїся время прїити племяннїкамЪ его Гасану, и Гусеїну, пос?щенїя ради дяди своего, имже обоїмЪ МухаммедЪ по яблоку даде. Племяннїки же потомЪ во своя возвратївшеся, оные яблоки дадоша учїтелю своему, глаголюще: яко сїя отЪ дяди своего Мухаммеда вЪ дарЪ прїяша. ГОДЖЕ то есть учїтель таїнство вещи уразум?вЪ, едїно яблоко сьяде. По котораго вкушенїи, абїе чрево его в?денїемЪ таїнствЪ, и откровенїемЪ будущїхЪ вещеи надмеся. И тако в?денїю тому отЪ сердца кЪ языку простїрающуся, имущїхЪ прїити вещеи їсторїю слушающымЪ сказывати начатЪ, котораго чудеси слухЪ егда до ушеи МухаммедовыхЪ доїде, онЪ косно кЪ ИБНІАКЫБЪ, [тако бо тои племяннїковЪ его учїтель называшеся] прїиде, и рукою своею чрева его коснувся, в?денїе еже чрезЪ вкушенїе яблока получїлЪ бяше, паки скрылЪ, и да не множаїшая изЪявлялЪ бы, запретїлЪ, глаголя: Божїя сокровенн?їшая сокровїща многа суть, ихже ключи суть Пїитїческїя языки.
Кн. III, гл. I, стр. 56. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта Института информатики АН РТ)

А наїпаче, яко ПророкЪ изволїлЪ есть рещи, что всякїя Кураноны главы, первоначалное пїсмя, таїнственное н?кое содержїтЪ знаменованїе, и скрытое предв?щанїе изв?ствуетЪ, яже отЪ т?хЪ токмо ученыхЪ разум?тїся могутЪ, которымЪ БогЪ особлївое даровалЪ знанїе.
Кн. III, гл. II, стр. 64. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта Института информатики АН РТ)

Начала плоти суть три, Матерїя, Форма, и лїшенїе. Плоть фїсїческая составляется изЪ четырехЪ элементовЪ: Воздуха, Огня, Земли, и Воды.
Кн. III, гл. VI, стр. 102. http://XVIII.su/load/ (сайт проекта ИИ АН РТ)


Сообщение отредактировал Илья - Среда, 19.12.2012, 18:43
 
XVIII.su - Форум Ѵжица » Старопечатные книги » Материалы исследований » Зарождение ислама (В продолжение обсуждения на Эфебии)
Страница 1 из 11
Поиск:

ИНСТИТУТ  ИНФОРМАТИКИ АКАДЕМИИ  НАУК  РЕСПУБЛИКИ  ТАТАРСТАН  ©  2007-2017 Хостинг от uCoz     About XVIII.su